Главная » Файлы » Классное руководство » классные часы

Классный час "День Победы", для 9-10 классов
[ Скачать с сервера (34.3 Kb) ] 08.03.2015, 01:16

Цели урока:

  1. Формировать бережное отношение к историческому прошлому своей страны;
  2. Рассмотреть понятия война, победа, ветеран, толерантность, СССР, СНГ, изучить ассоциации учащихся;
  3.  Развить дружеское отношение учащихся к государствам - участникам Содружества Независимых Государств;
  4. Формировать у учащихся гордость за достижения своей страны, бережное отношение к историческому прошлому и традициям народов Содружества Независимых Государств;
  5. Акцентировать внимание на героических страницах нашей общей истории, боевых подвигах земляков, историческом значении партизанского движении, на событиях, свидетельствующих о большом вкладе народов в победу над гитлеровской коалицией во Второй мировой войне, о миролюбивой внешней политике государств-участников СНГ.

Оборудование: мультимедийное устройство, презентация «День Победы», музыкальное сопровождение («Священна война», «День Победы» и др.), выставка книг, посвященных Великой Отечественной войне, каска солдата-участника ВОв, карточки с понятиями, рассматриваемые в ход урока, анкеты для учащихся.

Эпиграф к уроку:

Вся родина стала заслоном.

Нам биться с врагом до конца,

Ведь пояс твоей обороны

Идет через наши сердца!

                             А.Прокофьев

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Вступление.

Отрывок из песни  «Священная война»

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашисткой силой темною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, -

Идет война народная,

Священная война!

         Учитель:

     – Четыре долгих года, 1414 дней и ночей длилась эта война, казалось, что она никогда не закончится… В этом году отмечается 70-летие окончания Великой Отечественной войны. Для чего же надо помнить те страшные события? Почему никогда нельзя забывать об этом?

(Ответы учащихся)

        3. Основная часть.

       Учитель:

     – Война. Какие ассоциации вызывает у вас это слово? (Слайд №3)

(Учащиеся записывают по очереди на доске ассоциации к этому слову)

         1 чтец:

Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова.

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет.

 (А.Твардовский «Война – жесточе нету слова…»)

    Учитель:

– Итогом каждой войны являются Победа и поражение! Кто же одержал победу в Великой Отечественной войне? (ответы учащихся)

    Учитель:

– Какие ассоциации у вас вызывает слово «Победа»? (Слайд №4)

Учащиеся записывают на доске ассоциации.

Звучит отрывок из песни «День Победы».

Этот день Победы

Порохом пропах,

Это праздник

С сединой на висках,

Это радость

Со слезами на глазах.

День Победы!

    Учитель:

– Кому мы обязаны мирному небу над головой, солнечным дням, рассветам, детству, мирной жизни?

   Учащиеся:

 – Ветеранам! Народу! Солдатам!

   Учитель:

– Что обозначает это понятие? Какие ассоциации оно вызывает у вас?

(Запись на доске)

_________________________________________________________________

СПРАВКА:                                                                                        (Слайд №5)

ВЕТЕРАН – [от лат.  veteranus - vetus ] 1. Старый воин, солдат, а также участник недавней войны.

_________________________________________________________________

    Учитель:

– Кого-нибудь в те страшные годы война оставила безразличным? Нет, конечно, нет. Участвовали в освобождении своей страны – СССР – все: и дети, и юноши, и девушки, и мужчины, и женщины, и старики! Не осталось ни одного народа, которого бы не затронули те страшные события! Все объединились общей целью, общим горем, все стали одним целым – народом СССР, народом-победителем фашизма! И такое сплочение народа позволило одержать такую грандиозную Победу!                                            (Слайд № 6)

    Учитель:

–  Давайте вспомним те государства, которые входили в состав СССР. Запишем на доске страны, которые вошли в Содружество Независимых государств.

                           Совместное составление списка стран СНГ.         (Слайд №7)

_________________________________________________________________

СПРАВКА:

Список стран СНГ:

  1. Армения
  2. Азербайджан
  3. Белоруссия
  4. Грузия
  5. Казахстан
  6. Киргизия
  7. Молдова
  8. Россия
  9. Таджикистан
  10. Туркмения
  11. Узбекистан
  12. Украина

__________________________________________________________________

Учитель:

–  Кто же населяет эти страны? (Совместное заполнение таблицы)                         

                                                                                                               ( Слайд № 8)

Страна

Национальность

  1. Армения

 Армяне

  1. Азербайджан

Азербайджанцы

  1. Белоруссия

Белорусы

  1. Грузия

Грузины

  1. Казахстан

Казахи

  1. Киргизия

Киргизы

  1. Молдова

Молдаване

  1. Россия

Русские, украинцы, армяне, греки и др.

  1. Таджикистан

Таджики

  1. Туркмения

Туркмены

  1. Узбекистан

Узбеки

  1. Украина

Украинцы

 

   Учитель:

–  Судя по этому списку, какой вывод можно сделать о национальном составе России? Как должны относиться люди друг к другу в таком государстве?

   Учащиеся:

– Россия – многонациональная страна, люди в таком государстве должны относиться друг к другу уважительно, терпимо, то есть быть толерантными.

   Учитель:

 – Как вы понимаете слово «толерантность»?                             (Слайд №9)

Ответы учащихся.

   Учитель:

–  Что же помогло народу СССР одержать Победу в Великой Отечественной войне?

Ответы учащихся.

    Учитель:

–  Когда вы смотрите телевизор, читаете статьи в газетах и Интернете о событиях Великой Отечественной войны, что больше всего вас интересует, волнует, возмущает? Почему становится обидно за наших ветеранов, за победителей?

Ответы учащихся.

    Учитель:

–  Как мы с вами можем изменить такое отношение?

Ответы учащихся.

– Мы, в первую очередь, должны изучать историю нашего государства, чтить победителей, помогать ветеранам, стараться сохранить память о Вов посредством создания презентаций, сайтов, статей, памятников и других работ, посвященных ветеранам и ВОв.

  Учитель:

–  Проверим, каких же вы достигли успехов в изучении истории о Великой Отечественной войне?

4. Викторина.

1. Когда началась и когда окончилась ВОВ. Сколько дней и ночей она продолжалась?

ВОв длилась с 22июня 1941 года по 9 мая 1945 года.

Продолжительность войны: 1414 дней и ночей.

2. В результате какой операции наступил коренной перелом в ВОВ? Когда это произошло?

Коренной перелом в ВОВ наступил после Сталинградской битвы.

Оборонительные бои на Сталинградском направлении начались 17 июля 1942 года. 125 дней продолжалось оборонительное сражение советских войск в междуречье Волги и Дона. 10 января 1943 года со стороны советских войск началась мощная артподготовка, после чего начался штурм вражеских укреплений. 2 февраля 1943 года окруженная немецкая группировка во главе с фельдмаршалом Паулюсом капитулировала.  В ходе Сталинградской битвы потери противника были огромны. Только в ходе контрнаступления советских войск под Сталинградом противник потерял 800 тыс. человек, до 2 тыс. танков и штурмовых орудий, около 3 тыс. боевых и транспортных самолетов. Вражеские войска были отброшены от Волги и Дона на сотни километров. За мужество и героизм, проявленные в ходе битвы, десятки тысяч солдат и офицеров удостоились государственных наград. Медалью «За оборону Сталинграда» были награждены около 754 тыс. участников битвы, а город Сталинград (ныне Волгоград) в 1965 году награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда» с присвоением звания город-герой.

3. Какой подвиг совершил рядовой Александр Матросов? Сколько воинов его повторили в ВОВ?

В бою за деревню Чернушки (Московская область), Александр Матросов закрыл телом амбразуру пулемётного дзота гитлеровцев, препятствовавшего продвижению подразделения.

Историки утверждают, что у Александра Матросова было более двухсот предшественников и последователей, которые совершили такой же подвиг как он.

4. Какой подвиг совершил летчик Виктор Талалихин? Когда это было?

7 августа 1941 Виктор Талалихин одним из первых применил ночной таран. Сбил 6 самолетов. Погиб в бою под Москвой.

5. Какое значение в ВОВ имела Курская битва? Когда это было?

Курская битва – одна из величайших битв второй мировой войны, она продолжалась пятьдесят дней и закончилась 23 августа 1943 года разгромом немецко-фашистских войск в районе городов Курск, Орёл, Белгород. В ходе Курской битвы советские войска продвинулись в южном  и юго-западном направлении на 140 километров. В результате контрнаступления Красной Армии Германия потеряла около 500 тыс. человек, 1,5 тыс. танков, свыше 3,7 тыс. самолетов, 3 тыс. орудий. Победа в Курской битве стала одним из важнейших этапов достижения победы Советского Союза над фашистской Германией. Стратегическая инициатива окончательно перешла в руки советского командования.

6. Расскажите о подвиге Героев «Молодой Гвардии». Назовите имена героев.

    После оккупации немцами города Краснодон в городе было организовано сопротивление фашистам, в состав которого в основном вошли молодые юноши и девушки, комсомольцы. Подпольная организация получила название «Молодая гвардия». Рискуя собственной жизнью «молодогвардейцы» оказывали сопротивление врагу, уничтожали фашистов, добывали разведывательные данные для Красной Армии. Возглавил «Молодую гвардию» Олег Кошевой. Вместе с ним наиболее активными членами «Молодой гвардии» были Любовь Шевцова, Сергей Тюленин, Ульяна Громова, Иван Земнухов и др. Многие из «молодогвардейцев» были схвачены фашистами и замучены в нацистских застенках. Подвиг героев-молодогвардейцев описан в романе советского писателя Александра Фадеева «Молодая гвардия».

7. Когда и кем подписан Пакт о капитуляции фашистской Германии?

Подписан 8 мая 1945 г. в городе Берлине.

От имени Германского Верховного Командования:
 Кейтель, Фриденбург, Штумпф.
От имени Советского Союза по уполномочию Верховного Главнокомандования Красной Армии пакт о капитуляции Германии подписал Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков.

8. Какие страны Западной Европы были освобождены Советской Армией от немецко-фашистской оккупации?

Польша, Болгария, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Югославия, Норвегия.

9. Когда состоялся парад Победы на Красной площади в Москве? Кто принимал парад? Кто командовал парадом?

    Парад состоялся 24 июня 1945  в Москве на Красной площади в ознаменование победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Боевые знамена войск, под которыми был завершен разгром врага, опаленные войной мужественные лица воинов, их блестевшие глаза, новые мундиры, на которых сверкали боевые ордена и знаки отличия, создавали волнующую и незабываемую картину. Парад принимал маршал Г. К. Жуков, командовал парадом маршал К. К. Рокоссовский.

10. Назовите города-герои ВОВ.

Москва, Волгоград, Ленинград, Одесса, Курск, Брест (крепость-герой), Тула, Новороссийск, Минск, Киев, Керчь, Мурманск, Смоленск, Севастополь

11. Где и что означает надпись на мемориальном комплексе – «900 дней и ночей»?

Эта надпись выгравирована на мемориале Пискарёвского кладбища, где захоронено большинство жертв блокады Ленинграда.

12. Назовите ордена, которыми награждались советские воины за подвиги в ВОВ.

  1. Орден Отечественной войны (имеет 2 степени).
  2. Орден Красной звезды.
  3. Орден Славы (имеет 3 степени).
  4. Орден Победы.
  5. Орден Адмирала Нахимова.
  6. Орден Адмирала Ушакова.
  7. Орден Богдана Хмельницкого.
  8. Орден Александра Невского.
  9. Орден Кутузова.
  10. Орден Александра Суворова.
  11. Медаль «Золотая звезда» - высшая степень отличия – звание Героя Советского Союза.

13. Назовите медали, которыми награждались советские воины за отличия в боях в ВОВ.

  1. Медаль «Золотая звезда» Героя Советского Союза.
  2. Медаль «За отвагу».
  3. Медаль «За боевые заслуги».
  4. Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».
  5. Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».
  6. Медаль «За победу над Японией».
  7. Медаль «Партизану Великой Отечественной войны».
  8. Медаль «За оборону Киева».
  9. Медаль «За оборону Кавказа».
  10. Медаль «За оборону Москвы».
  11. Медаль «За оборону «Ленинграда».
  12. Медаль «За оборону Одессы».
  13. Медаль «За оборону Сталинграда»,
  14. Медаль «За оборону Советского Заполярья».
  15. Медаль «За освобождение Белгорода»,
  16. Медаль «За взятие Берлина»,
  17. Медаль «За взятие Будапешта»,
  18. Медаль «За взятие Кенигсберга».
  19. Медаль «За освобождение Праги».
  20. Медаль «За взятие Вены».
  21. Медаль «За освобождение Варшавы».

14. Сколько советских воинов удостоены звания Героя Советского Союза, в том числе дважды. Назовите имена трижды Героев Советского Союза. 

Подавляющее количество Героев Советского Союза появилось в годы Великой Отечественной войны: 11635 человек (92 % от общего числа лиц, удостоенных этого звания). 101 человек удостоены звания Героя Советского Союза дважды. Трое стали трижды Героями: Жуков, Кожедуб, Покрышкин.

15. Сколько советских воинов награждены орденом Слава всех трех степеней?

Орденом  Славы всех трех степеней за годы войны награждено 110 советских воинов. Кавалер ордена Славы трех степеней приравнивается по своему статусу к Герою Советского Союза.

 

5. Рефлексия.

Подведение итогов викторины и урока. Заполнение анкет участниками урока, написание поздравлений ветеранам.

Список литературы:

1. «Идет война народная…»: стихи о Великой Отечественной войне/предисл., сост. И справки от автора Н.И.Горбачева. – М.: Дет. лит., 2007. – 329 с.

2. Иллюстрации для презентаций с сайтов Интернета.

3. «Героям Родины Слава», Петрозаводск, 1975.

Категория: классные часы | Добавил: Светлячок-1234
Просмотров: 2594 | Загрузок: 114 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 GalinaS • 21:45, 24.04.2015
Актуально, спасибо за ценный материал!!!
avatar