Конспект открытого урока в соответствии с требованием ФГОС и применением здоровьесберегающей технологии.
Подготовил: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 мо Темрюкский район Яковенко Светлана Валерьевна
Предмет: русский язык
Дата: 27.11.2014г.
Класс: 5 «Б»
УМК: под редакцией Т.А.Ладыженской
Тема: Повторение изученного. Проверочная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация».
Оборудование:
Раздаточный материал, маркеры.
Ход урока:
Тип урока: повторение.
Форма: дидактическая игра.
Цель: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация» в связи с другими разделами русского языка.
Задачи:
- Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис и пунктуация»
- Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями. Развитие орфографической зоркости, логического мышления.
- Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность. Воспитание любви к родному языку.
Планируемые результаты:
- личностные УУД:
Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
Следование в поведении моральным и этическим требованиям;
-регулятивные УУД:
Понимать и строить планируемые действия;
Проговаривать вслух последовательность производимых действий.
- коммуникативные УУД:
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- познавательные УУД:
Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.
Извлекать нужную информацию.
Здоровьесберегающие компоненты урока:
1) чередование видов учебной деятельности: письмо, ответы на вопросы, чтение, сопоставление примеров, устная работа с текстом;
2) чередование видов преподавания: наглядный, словесный, практический;
3) контроль за осанкой учащихся, наличие физкультурной паузы, направленной на снятие мышечной усталости.
Предварительная работа: разделение учащихся на группы, подготовка раздаточного материала.
Структура и ход урока:
№
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
УУД
|
1
|
Организационный момент
|
Приветственное слово учителя:
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем грамотно писать,
На вопросы отвечать.
«Учись, смекай, активным будь!
И к знаниям откроешь путь!»
-Давайте улыбнёмся новым открытиям и друг другу и начнём наш урок.
проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся
Ребята, запишите в тетради число и «классная работа».
- Какую тему мы изучали в октябре и ноябре?
- Пришло время повторить и закрепить ее.
Запишем тему в тетрадь
|
Приветствуют учителя, записывают тему урока
- Синтаксис и пунктуацию!
|
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
|
2
|
Актуализа-ция знаний
|
1 тур.
«Блиц-опрос»
Вопросы:
- Что такое синтаксис?
- Что такое пунктуация?
- Словосочетание – это…
- Какие виды словосочетаний вы знаете?
- Из чего состоит любое словосочетание?
- Предложение – это…
- Главные члены предложения – это ?
- Какие предложения бывают по интонации?
- По цели высказывания?
- По количеству грамматических основ?
- По наличию второстепенных членов?
- Чем может быть осложнено предложение?
- Если подлежащее и сказуемое имя существительное в именительном падеже, то между ними ставится…
- Если говорит один человек, то это…
- Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего…
- Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.
|
Учащиеся разделены на команды, каждая команда по очереди отвечает на вопрос, если правильно, то получает балл, если нет, то отвечает следующая.
|
Личностные:
Проявление познавательной активности.
Предметные: Повторение пройденного материала
Метапредметные:
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
|
|
|
2 тур. «Расставь знаки!»
Учитель раздает конверты с заданием.
Задание: расставь знаки препинания и выдели грамматическую основу:
Однажды я гулял возле пруда и увидел в траве большой сачок на длинной палке. Сетка сачка шевелилась. Я просунул руку в мокрую сетку вытащил настоящую золотую рыбку. Она хватала ртом воздух жалобно смотрела на меня большими глазами.
Я бросился к пруду а рыбка билась в моих ладонях. Но я уже подбежал к берегу опустил ладони в воду. Рыбка махнула хвостом уплыла.
|
Учащиеся в группе выполняют расстановку знаков препинания.
Взаимопроверка в группах.
|
Личностные:
Проявление познавательной активности
Метапредметные:
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Предметные: Повторение пройденного материала
|
|
|
3 тур «Простое - сложное»
Определение простого и сложного предложения.
Задание: если простое предложение – 1 хлопок, сложное – 2 хлопка.
1. Однажды я гулял возле пруда и увидел в траве большой сачок на длинной палке.
2. Сетка сачка шевелилась, и я поспешил к ней.
3. Я просунул руку в мокрую сетку, вытащил настоящую золотую рыбку.
4. Она хватала ртом воздух, жалобно смотрела на меня большими глазами.
5. Я бросился к пруду, а рыбка билась в моих ладонях и начала затихать.
6. Но я уже подбежал к берегу, опустил ладони в воду.
7. Рыбка махнула хвостом и уплыла.
8. Плыви, золотая рыбка, и больше в сеть не попадайся!
|
Учащееся определяют простое и сложное предложения.
|
Метапредметные: контроль знаний
Личностные:
Проявление познавательной активности.
Предметные: Повторение пройденного материала
|
|
|
4 тур
Задание «Передай другому»
Синтаксический разбор простого предложения.
Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку.
|
Учащиеся выполняют синтаксический разбор простого предложения, передавая в группе по кругу листок с разбором.
Взаимопроверка в группах.
|
Метапредметные: контроль знаний
Личностные:
Проявление познавательной активности.
Предметные: Повторение пройденного материала
|
|
|
5 тур «Терминологический» *** (РЕЗЕРВ)
- Я вижу, что вы немного устали, пришло время немного отдохнуть. Поскольку сегодня мы изучаем синтаксис и пунктуацию, то разминка будет связана с терминами, которые мы используем.
Правила игры. Ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины: приставка /влево/,
грамматическая основа /вправо/,
основа слова /влево/,
словосочетание /вправо/,
имя существительное /влево/,
обстоятельство /вправо/,
запятая /вправо/,
часть речи /влево/,
предложение /вправо/.
|
Ребята выполняют наклоны влево и вправо
|
Метапредметные: контроль знаний
Личностные:
Проявление познавательной активности.
Предметные: Повторение пройденного материала
|
|
|
6 тур «Проверь себя»
Проверочная работа: синтаксический разбор предложения.
1. Однажды я гулял возле пруда.
2. Сетка сачка шевелилась.
3. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку.
4. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня.
5. Я бросился к огромному пруду.
6. Рыбка билась в моих ладонях и начала затихать.
7. Я уже подбежал к берегу и опустил ладони в воду.
8. Рыбка махнула хвостом и уплыла.
9. Я увидел в траве большой сачок на длинной палке.
10. Золотая рыбка смотрела на меня большими глазами.
|
Учащиеся выполняют разбор 1 предложения.
|
Метапредметные: контроль знаний
Личностные:
Проявление познавательной активности.
Предметные: Повторение пройденного материала
|
3
|
Рефлексия
|
Рефлексия:
Заполните, пожалуйста, оценочный лист, ответьте в нескольких словах на вопрос: Что такое синтаксис?
Заполнение оценочного листа
Ф.И.
|
Предполагаемая оценка за урок
|
|
Работа в группе (выставляет капитан)
|
|
Зачем нужен синтаксис? _____________________________________________
|
|
Заполняют оценочные листы.
|
Метапредметные:
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
|
4
|
Задавание на дом
|
Повторить теорию, синтаксический разбор предложения (поменяйтесь карточками по кругу), творческое задание создать Кроссворд по теме «Синтаксис и пунктуация» или написать Сказку «Как запятая друзьям помогала?»
|
Записывают домашнее задание в дневник, контролируют соседа справа.
|
Метапредметные: контроль знаний
Личностные:
Проявление познавательной активности.
|
|
РЕЗЕРВ
|
Кроссворд «Синтаксис и пунктуация»
Задание «Создание текста»
|
|
|
|